Пятница , Апрель 26 2019
Главная / Студентам / Лекция 10. Моделирование бизнес-процессов

Лекция 10. Моделирование бизнес-процессов

В настоящее время постепенно развивается новый подход к управлению – процессный. Этот подход ориентирует на управление не отдельными структурными подразделениями предприятия, выполняющими свои функциональные обязанности, а сквозными бизнес-процессами.

Под бизнес-процессом понимается совокупность действий, выполнение которых позволяет получить конечный результат (товар или услугу).

Бизнес-процессы состоят из бизнес-операций, выполняемых с помощью АРМ.

Каждый бизнес-процесс характеризуется определенным во времени началом и концом, интерфейсом с другими процессами. Например, бизнес-процесс «Производство» обслуживают специалисты из производственного, финансового и других отделов.

Управление бизнес-процессами предполагает рассмотрение всех материальных, финансовых, трудовых и информационных потоков с системных позиций, т.е. во взаимодействии. Достижения в области ИС и ИТ дают возможность проведения инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов.

Целью реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) является системная реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.

Реинжиниринг бизнес-процессов – это создание новых, более эффективных бизнес-процессов без учета предшествующего развития (все начинается заново, подвергается сомнению, проявляется творческое начало во всех действиях).

Технология реинжиниринга основана на том, что в процессе управления пользователь активно использует современные информационные технологии для обучения, стратегического и тактического планирования, анализа возможных путей перестройки и улучшения бизнес-процессов, управления изменениями, реализацию проектов и др.

Инжиниринг бизнес-процессов включает в себя реинжиниринг бизнес-процессов, проводимый с определенной периодичностью, например, один раз в 5 — 7 лет, и последующее непрерывное улучшение.

Обратный инжиниринг предполагает исследование функционирующих на предприятии бизнес-процессов. Цель этапа заключается в проведении диагностики «узких мест» в организации существующих бизнес-процессов и формулировании направлений их реорганизации.

Для оценки эффективности существующих бизнес-процессов используются прежде всего методы и средства для выявления:

  • наиболее трудоемких и затратных функций;
  • функций, не вносящих вклад в образование прибыли;
  • функций с низким коэффициентом использования ресурсов.

Информационные системы создаются для решения проблем бизнеса посредством современных информационных технологий.

Модель предприятия имеет иерархическую структуру, где каждый вышестоящий уровень является контекстом необходимым для существования нижестоящего.

       Моделирование бизнес-процессов – это эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности компании, средство прогнозирования и минимизации рисков, возникающих на различных этапах реорганизации предприятия. Этот метод позволяет дать стоимостную оценку каждому отдельному процессу и всем бизнес-процессам организации в совокупности.
    

Под методологией создания модели бизнес-процесса понимается совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира и связи между ними представляются в виде модели. Основное в методологии – дать пользователю последовательность шагов, которые приводят к заданному результату. Способность получать результат с заданными параметрами и характеризует ее эффективность.

Важнейшими понятиями любого метода моделирования бизнес-процессов являются понятия объекта и связи. Каждый объект модели отражает некоторый реальный объект так называемой предметной области (организации), люди, документы, машины и оборудование, программное обеспечение и т. д. Связи предназначены для описания взаимоотношений объектов друг с другом. К числу таких взаимоотношений могут относиться: последовательность выполнения во времени, связь при помощи потока информации, использование другим объектом и т. д.

Для каждого объекта и связей характерны ряд параметров, или, как принято говорить, атрибутов, отражающих определенные характеристики реального объекта. Состав атрибутов зависит от типа отображаемого при помощи модели реального объекта организации. Атрибутами могут служить такие характеристики, как номер объекта, название, описание, длительность выполнения (для функций), стоимость и др.

Модель бизнес-процессов является упрощенной копией самой компании: происходящих в ней бизнес-процессов (действий, функций, задач, обязанностей, постоянно происходящих в компании) и их взаимосвязей.

Модель бизнес-процессов представляется в виде набора схем и таблиц, где схема является графическим изображением наиболее важных параметров процессов, а все параметры указываются в таблицах.

Постановка экономической задачи и ее особенности

Экономическая задача – любая законченная последовательность действий, которые выполняются над одним или несколькими упорядоченными документальными массивами, в результате чего формируется не менее одного наименования реквизита-основания с соответствующей призначной частью, в документальной форме.

Особенности экономических задач: жесткая структура форм входной и выходной информации; алгоритмизация экономической задачи имеет точное, полное и недвусмысленное толкование; участие пользователей в постановке любой задачи и использование одних и тех же первичных данным при решении многих задач.

Важнейшие признаки классификации экономических задач:

  • Признаки, характеризующие задачу в системе административного управления (прогнозировании, планирования, учета и др.).
  • Признаки, характеризующие класс математических моделей, к которым относится данная задача (многовариантные, расчетные и пр.).
  • По предметному (объемному) признаку – задачи регулярно решаемые, разовые.
  • По временным интервалам – оперативные, текущие, перспективные.

Постановка задачи выполняется в соответствии с планом. Приведем пример одного из возможных его вариантов .

План постановки задачи

  1. Организационно-экономическая сущность задачи:
  • наименование задачи;
  • место решения;
  • цель решения;
  • назначение (для каких объектов, подразделений, пользователей предназначена);
  • периодичность решения и требования к срокам решения;
  • источники и способы получения данных;
  • потребители результатной информации и способы ее отправки;
  • информационная связь с другими задачами.
  1. Описание исходной (входной) информации:
  • перечень исходной информации;
  • формы представления (документ) по каждой позиции перечня; примеры заполнения документов;
  • количество формируемых документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);
  • описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита);
  • точное и полное наименование каждого реквизита документа, идентификатор, максимальная разрядность в знаках;
  • способы контроля исходных данных;
  • контроль разрядности реквизита;
  • контроль интервала значений реквизита;
  • контроль соответствия списку значений;
  • балансовый или расчетный метод контроля количественных значений реквизитов;
  • метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.

Описание используемой условно-постоянной информации:

  • перечень условно-постоянной информации (классификаторов, справочников, таблиц, списков с указанием их полных наименований);
  • формы представления;
  • описание структурных единиц информации (по аналогии с исходными записями);
  • способы взаимодействия с переменной информацией.
  1. Описание результатной (выходной информации):
  • перечень результатной информации;
  • формы представления (печатная сводка, видеограмма, машинный носитель и его макет и т.д.);
  • периодичность и сроки представления;
  • количество формируемых документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);
  • перечень пользователей результатной информации (подразделение и персонал);
  • перечень регламентной и запросной информация;
  • описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита) по аналогии с исходными данными;
  • способы контроля результатной информации;
  • контроль разрядности;
  • контроль интервала значений реквизита;
  • контроль соответствия списку значений;
  • балансовый или расчетный метод контроля отдельных показателей;
  • метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.
  1. Описание алгоритма решения задачи (последовательности действий и логики решения задачи):
  • описание способов формирования результатной информации, с указанием последовательности выполнения логических и арифметических действий;
  • описание связей между частями, операциями, формулами алгоритма;
  • требования к порядку расположения (сортировке ключевых (главных) признаков в выходных документах, видеограммах и т.п., например, по возрастанию значений табельных номеров.

Алгоритм должен учитывать общие и все частные случаи решения задачи. При составлении алгоритма следует использовать условные обозначения (идентификаторы) реквизитов, присвоенные элементам исходной и результатной информации. Допускается описание алгоритма в виде поясняющего текста. Необходимо предусмотреть контроль вычислений на отдельных этапах, операциях выполнения алгоритма. При этом указываются контрольные соотношения, которые позволяют выявить ошибки.

  

Моделирование бизнес-процессов

В результате обследования предприятия строится функциональная модель существующей организации работы — AS-IS (Как есть). Найденные в модели AS-IS недостатки можно исправить при создании модели ТО-ВЕ (Как будет) — модели новой организации бизнес-процессов.

При построении бизнес-моделей  используют следующие основные виды работ:

  • Описание контекста процессов и построение начальной контекстной диаграммы – строится начальная диаграмма потоков данных (DFD);
  • Спецификация структур данных – определяется состав потоков данных и готовится исходная информация;
  • Построение начального варианта концептуальной модели данных – строится диаграмма «сущность-связь» (ERM) без атрибутов;
  • Построение диаграмм потоков данных нулевого и последующего уровней;
  • Уточнение концептуальной модели данных – определяются атрибуты сущностей, проверяется соответствие между описанием структур данных и концептуальной моделью.

Шаги по решению задачи по моделированию бизнес-процессов:

  1. Начальный опрос собственника (первого лица) компании и ключевых сотрудников
  2. Подготовка черновой версии бизнес-процессов компании «как должно быть», в которую входит: — описание и параметры бизнес-процессов в виде таблиц:
    • название процесса, что на входе, что на выходе, ответственное лицо, сроки, критерии качества и т.д.
    • графические изображения процессов;
  3. рекомендации по оптимизации бизнес-процессов, в том числе по организационной структуре, варианты решений по оптимизации, перечень документов для разработки, перечень замечаний и предложений.
  4. Обсуждение модели и ее корректировка.
  5. Тестовое внедрение и практическое усовершенствование модели бизнес-процессов.
  6. Подготовка должностных инструкций и других регламентирующих документов.

В дальнейшем обновление модели процессов происходит в соответствии с развитием компании.