Пятница , Апрель 26 2019
Главная / Студентам / Лекция 9. Технология внедрения CASE-средств

Лекция 9. Технология внедрения CASE-средств

CASE-технологии — это совокупность методов анализа, проектирования, разработки и сопровождения ИС с максимальной автоматизацией процессов разработки и функционирования систем.

Процесс внедрения CASE-средств состоит из следующих этапов:

  1. определение потребностей в CASE-средствах;
  2. оценка и выбор CASE-средств;
  3. выполнение пилотного проекта;
  4. практическое внедрение CASE-средств.

Процесс успешного внедрения CASE-средств не ограничивается только их использованием. На самом деле он охватывает планирование и реализацию множества технических, организационных, структурных процессов, изменений в общей культуре организации, и основан на четком понимании возможностей CASE-средств.

1 этап — Определение потребностей в CASE-средствах  —  включает достижение понимания потребностей организации и технологии последующего процесса внедрения CASE-средств. Он должен привести к выделению тех областей деятельности организации, в которых применение CASE-средств может принести реальную пользу. Результатом данного этапа является документ, определяющий стратегию внедрения CASE-средств.

Рис. 3.1. Определение потребностей в CASE-средствах

Анализируя возможности организации и определяя степень ее готовности к внедрению CASE-технологии собирают информацию следующего вида:

Общие вопросы

  • используемая модель ЖЦ (каскадная или спиральная);
  • используемые методы (структурные, объектно-ориентированные). Степень адаптации метода к потребностям организации; квалификация сотрудников;
  • наличие документированных стандартов (формальных или неформальных) по анализу требований, спецификациям и проектированию, кодированию и тестированию;
  • количественные метрики, используемые в процессе разработки ПО, их использование;
  • виды документации, выпускаемой в процессе ЖЦ ПО;
  • наличие группы поддержки средств проектирования.

Проекты, ведущиеся в организации

  • средняя продолжительность проекта в человеко-месяцах;
  • среднее количество специалистов, участвующих в проектах различных категорий (небольших, средних и крупных);
  • средний размер проектов различных категорий в терминах кодовых метрик (например, в строках исходных кодов), способ измерения.

Технологическая база

Технологическая база организации включает не только технические средства, используемые при разработке ПО, но также языки, средства, методы и среду функционирования ПО. Эта база очень существенно влияет на выбор подходящих CASE-средств. Вопросы, касающиеся технологии, включают следующие:

  • доступные вычислительные ресурсы, платформа разработки;
  • уровень доступности ресурсов, узкие места, среднее время ожидания ресурсов;
  • ПО, используемое в организации, и его характер (готовые программные продукты, собственные разработки);
  • степень интеграции используемых программных продуктов, механизмы интеграции (существующие и планируемые);
  • тип и уровень сетевых возможностей, доступных группе разработчиков;
  • используемые языки программирования;
  • средний процент вновь разрабатываемых, повторно используемых и реально эксплуатируемых приложений.

Персонал

Главной целью оценки персонала является определение его отношения к возможным изменениям (позитивного, нейтрального или негативного). Вопросы, касающиеся оценки персонала, включают следующие:

  • реакция сотрудников организации (как отдельных людей, так и коллективов) на внедрение новой технологии. Наличие опыта успешных или безуспешных внедрений;
  • наличие лидеров, способных серьезно повлиять на отношение к новым средствам;
  • наличие стремления «снизу» к совершенствованию средств и технологии;
  • объем обучения, необходимого для ориентации пользователей в новой технологии;
  • стабильность и уровень текучести кадров.

Готовность

Целью оценки готовности организации является определение того, насколько она способна воспринять как немедленные, так и долгосрочные последствия внедрения CASE-средств. Вопросы, касающиеся оценки готовности, включают следующие:

  • поддержка проекта со стороны высшего руководства;
  • готовность организации к долгосрочному финансированию проекта;
  • готовность организации к выделению необходимых специалистов для участия в процессе внедрения и к их обучению;
  • готовность персонала к существенному изменению технологии своей работы;
  • степень понимания персоналом масштаба изменений;
  • готовность технических специалистов и менеджеров пойти на возможное кратковременное снижение продуктивности своей работы;
  • готовность руководства к долговременному ожиданию отдачи от вложенных средств.

Определение организационных потребностей. Организационные потребности следуют непосредственно из проблем организации и целей, которые она стремится достичь. Проблемы и цели могут быть связаны с управлением, производством продукции, экономикой, персоналом или технологией. Ожидаемые результаты должны рассматриваться с учетом вероятной отсрочки в улучшении проектных характеристик. Результатом данного действия является формулировка потребностей с их приоритетами, которая используется на этапе оценки и выбора в качестве «пользовательских потребностей».

Анализ рынка CASE-средств.  Потребности организации в CASE-средствах должны соразмеряться с реальной ситуацией на рынке или собственными возможностями разработки. Исследование рынка проводится путем изучения литературы по CASE-средствам, посещения конференций и семинаров, проводимых поставщиками и пользователями CASE-средств.

Определение критериев успешного внедрения. Определяемые критерии должны позволять количественно оценивать степень удовлетворения каждой из потребностей, связанных с внедрением. Кроме того, по каждому критерию должно быть определено его конкретное оптимальное значение. На определенных этапах внедрения эти критерии должны анализироваться для того, чтобы определить текущую степень удовлетворения потребностей.

Примеры проектных характеристик, которые могут быть оценены количественно, включают следующие:

  • согласованность проектных результатов;
  • точность стоимостных и плановых оценок;
  • изменчивость внешних требований;
  • соблюдение стандартов организации;
  • степень повторного использования существующих компонентов ПО;
  • объем и виды необходимого обучения;
  • типы и моменты обнаружения проектных ошибок;
  • вычислительные ресурсы, используемые CASE-средствами.

Разработка стратегии внедрения CASE-средств. Стратегия внедрения должна обеспечивать удовлетворение потребностей и критериев, определенных ранее. Стратегия включает следующие составляющие:

  • организационные потребности;
  • базовые метрики, необходимые для последующего сравнения результатов;
  • критерии успешного внедрения, связанные с удовлетворением организационных потребностей, включая ожидаемые результаты последовательных этапов процесса внедрения;
  • подразделения организации, в которых должно выполняться внедрение CASE-средств;
  • влияние, оказываемое на другие подразделения организации;
  • стратегии и планы оценки и выбора, пилотного проектирования и перехода к полномасштабному внедрению;
  • основные факторы риска;
  • ориентировочный уровень расходов и источники финансирования процесса внедрения CASE-средств;
  • ключевой персонал и другие ресурсы.

Существенное внимание должно уделяться ролям различных групп, вовлеченных в процесс таких изменений. Наиболее существенные роли включают следующие:

  • спонсор (обычно из числа менеджеров высшего уровня). Данная роль является критической для поддержки проекта и обеспечения необходимого финансирования. Спонсор должен обладать четким пониманием необходимости серьезных усилий, связанных с внедрением CASE-средств, и длительности периода ожидания осязаемых результатов;
  • исполнитель — обычно лицо (или группа лиц), осознающее потенциальные возможности новой технологии, пользующееся авторитетом среди технического персонала и способное возглавить процесс внедрения новой технологии;
  • целевая группа — обычно включает менеджеров и технический персонал, которые будут привлечены к непосредственному использованию CASE-средств, а также специалистов, которые будут привлечены косвенно, таких, как специалисты по документированию, персонал поддержки сети и заказчики. Должны быть определены потребности каждой из таких групп и план их эффективного удовлетворения.

2 этап — Оценка и выбор CASE-средств. Оценка и выбор могут выполняться независимо друг от друга или вместе, каждый из этих процессов требует применения определенных критериев.

Процесс оценки и выбора может преследовать несколько целей, включая одну или более из следующих:

  • оценка нескольких CASE-средств и выбор одного или более из них;
  • оценка одного или более CASE-средств и сохранение результатов для последующего использования;
  • выбор одного или более CASE-средств с использованием результатов предыдущих оценок.

Рис. 4.2. Модель процесса оценки и выбора

 

 

 

Типичный процесс оценки и/или выбора может использовать набор критериев различных типов.

Структура набора критериев приведена на рисунке:

Рис. 4.3. Структура набора критериев

3 этап — Выполнение пилотного проекта

 

Пилотный проект представляет собой первоначальное реальное использование CASE-средства в предназначенной для этого среде. Целью пилотного проекта является экспериментальная проверка правильности решений, принятых на предыдущих этапах, и подготовка к внедрению.

Важной функцией пилотного проекта является принятие решения относительно приобретения или отказа от использования CASE-средства.

 

Пилотный проект включает следующие шаги (рисунок 4.4).

Рис. 4.4. Шаги пилотного проекта

Пилотный проект должен обладать следующими характеристиками: Область применения, Масштабируемость, Представительность, Критичность, Авторитетность, Характеристики проектной группы.

Планирование пилотного проекта должно по возможности вписываться в обычный процесс планирования проектов в организации. План должен содержать следующую информацию:

  • цели, задачи и критерии оценки;
  • персонал;
  • процедуры и соглашения;
  • обучение;
  • график и ресурсы.

Пилотный проект должен выполняться в соответствии с планом. Пилотная природа проекта требует специального внимания к вопросам приобретения, поддержки, экспертизы и обновления версий.

После завершения пилотного проекта его результаты необходимо оценить и сопоставить их с изначальными потребностями организации, критериями успешного внедрения CASE-средств, базовыми метриками и критериями успеха пилотного проекта. Такая оценка должна установить возможные проблемы и важнейшие характеристики пилотного проекта, которые могут повлиять на пригодность CASE-средства для организации. В процессе оценки пилотного проекта организация должна определить свою позицию по следующим трем вопросам:

  • Целесообразно ли внедрять CASE-средство ?
  • Какие конкретные особенности пилотного проекта привели к его успеху (или неудаче) ?
  • Какие проекты или подразделения в организации могли бы получить выгоду от использования средств?

При принятии решения о внедрении возможным решением должно быть одно из следующих:

  • Внедрить средство..
  • Выполнить дополнительный пилотный проект.
  • Отказаться от средства.
  • Отказаться от использования CASE-средств вообще.

Результатом данного этапа является документ, в котором обсуждаются результаты пилотного проекта и детализируются решения по внедрению.

4 этап — Переход к практическому использованию CASE-средств

Процесс перехода к практическому использованию CASE-средств начинается с разработки и последующей реализации плана перехода.

План перехода должен включать следующее:

  • Информацию относительно целей, критериев оценки, графика и возможных рисков, связанных с реализацией плана.
  • Информацию относительно приобретения, установки и настройки CASE-средств.
  • Информацию относительно интеграции каждого средства с существующими средствами, включая как интеграцию CASE-средств друг с другом, так и их интеграцию в процессы разработки и эксплуатации ПО, существующие в организации.
  • Ожидаемые потребности в обучении и ресурсы, используемые в течение и после завершения процесса перехода.
  • Определение стандартных процедур использования средств.

Реализация плана перехода требует постоянного мониторинга использования CASE-средств, обеспечения текущей поддержки, сопровождения и обновления средств по мере необходимости.