Новости
Главная / Hardware / «Роскосмос» к 50-летию миссии «Венера-7» опубликовал фотографии и рассекреченные документы

«Роскосмос» к 50-летию миссии «Венера-7» опубликовал фотографии и рассекреченные документы

Ровно полвека назад, 15 декабря 1970 года, отечественная автоматическая станция «Венера-7» совершила первую в истории мягкую посадку на поверхность соседней к Земле планеты Венера и отправила с неё назад радиосигналы. К юбилею «Роскосмос» опубликовал ряд рассекреченных материалов, посвящённых той миссии.

«Венера-7» стала важным итогом десятилетия работы, начатой в ОКБ-1 главным конструктором Сергеем Королёвым и продолженной на Машиностроительном заводе имени С. А. Лавочкина под руководством Георгия Бабакина. Среди опубликованных документов — заключение экспертной комиссии, техническое задание, проекты сообщений ТАСС о запуске станций, итоги выполнения плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также приказы министра общего машиностроения, протоколы заседаний и совещаний, письма учёному секретарю, заключение рабочей группы Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям. Со всем этим можно ознакомиться на особой странице.

Схема межпланетной автоматической станции «Венера-7». Фото из архива РГАНТД

Схема межпланетной автоматической станции «Венера-7». Фото из архива РГАНТД

«Венера-7» стартовала 12 августа 1970 года и 15 декабря того же года спускаемый аппарат миссии вошёл в атмосферу планеты, во время аэродинамического торможения снизил скорость с 11,5 км/с до 200 м/с, достигнув расчётных перегрузок в 350 единиц — дальнейшее движение осуществлялось на парашюте из термостойкой ткани. Наземные средства связи принимали радиосигналы со спускаемого аппарата в течение 53 минут — с момента окончания плазменного участка спуска, и в том числе тогда, когда он опустился на поверхность. При входе в атмосферу отказал телеметрический коммутатор, и станция передавала информацию лишь об окружающей температуре.

Центр дальней космической связи, пункт управления полетов «Венеры-7». Фото из архива РГАНТД

Центр дальней космической связи, пункт управления полётом «Венеры-7». Фото из архива РГАНТД

По времени снижения спускаемого аппарата в атмосфере, длине траектории спуска, скорости и характеру изменения передаваемых с него данных учёным удалось составить профиль соответствия окружающей температуры высоте до поверхности планеты. Прежние представления о газовой оболочке Венеры оказались ошибочными. Полёт зонда помог установить состояние атмосферы планеты: на поверхности в месте посадки спускаемого аппарата была зафиксирована температура в 475±20 °С, а давление — 90±15 атмосфер.

Межпланетная автоматическая станция «Венера-7» на подставке в монтажно-испытательном корпусе. Фото из архива РГАНТД

Межпланетная автоматическая станция «Венера-7» на подставке в монтажно-испытательном корпусе. Фото из архива РГАНТД

По допплеровскому сдвигу радиосигнала, шедшего от спускаемого аппарата до Земли, удалось оценить качество поверхности, на которую села станция. Небольшая глубина, на которую спускаемый аппарат зарылся в почву после падения в результате преждевременного отстрела парашютных строп указывал, что венерианский грунт напоминает что-то среднее между песком и вулканическим туфом. Миссия «Венеры-7» стала важным достижением отечественных учёных и стала новой вехой в исследовании ближайшей к земле планеты.

Спускаемый аппарат межпланетной автоматической станции «Венера-7». Виден вымпел с барельефом В.И. Ленина. Фото из архива РГАНТД

Спускаемый аппарат межпланетной автоматической станции «Венера-7». Виден вымпел с барельефом В.И. Ленина. Фото из архива РГАНТД

Кстати, первая попытка достичь Венеры была предпринята ещё 12 февраля 1961 года: с Байконура ушла в полёт межпланетная станция «Венера-1», разработанная в ОКБ-1 (ныне — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва, подразделение «Роскосмоса») под руководством Сергея Королёва. Но удалившись от Земли на 23 млн км через две недели космический аппарат перестал отвечать — последние сигналы от него были получены 27 февраля, причём на тот момент это был рекорд дальней космической связи.

Специалисты Центра дальней космической связи во время управления полетом станции «Венера-7». Фото из архива РГАНТД

Специалисты Центра дальней космической связи во время управления полетом станции «Венера-7». Фото из архива РГАНТД

Последующие миссии были отправлены к Утренней Звезде (так иногда называют Венеру из-за того, что она появляется на небе незадолго до восхода) в ноябре 1965 года с разницей в четыре дня: «Венера-2» и «Венера-3» оснащались аппаратурой для передачи изображений и исследования основных параметров атмосферы и поверхности планеты. 27 февраля 1966 года «Венера-2» прошла от цели на расстоянии 24 тыс. км, а «Венера-3» даже попала в неё, доставив 1 марта того же года на поверхность второй планеты Солнечной системы вымпел с изображением герба СССР. Задачи полёта в полном объёме выполнены не были вследствие отказа ряда систем, но в ходе миссии на Землю была передана ценная информация о межпланетном пространстве.

Межпланетная автоматическая станция «Венера-7». Фото из архива РГАНТД

Межпланетная автоматическая станция «Венера-7». Фото из архива РГАНТД

Следующим этапом стала «Венера-4», стартовавшая 12 июня 1967 года. Эта станция была сделана по старым чертежам, но уже на новом предприятии: в 1965 году ОКБ-1 передало тематику лунных и межпланетных зондов Машиностроительному заводу имени С. А. Лавочкина, где была качественно изменена система терморегулирования орбитального аппарата и полностью переработан спускаемый аппарат. 18 октября 1967 года спускаемый аппарат межпланетной станции вошёл в верхние слои венерианской атмосферы и совершил полуторачасовой спуск на парашюте, ведя передачу информации о плотности, химическом составе, давлении и температуре газов. По мере его погружения газовый океан Венеры становился всё горячее и плотнее. На отметке 270° С и 18 атмосфер оболочка лопнула, и спускаемый аппарат разрушился. Сообщения зонда показали, что атмосфера Венеры гораздо плотнее и горячее, чем представлялось до той поры учёным.

Спускаемые аппараты миссий «Венера-5» и «Венера-6», запущенные к планете в январе 1969 года, были усилены, но они тоже не смогли преодолеть атмосферу, ограничившись передачей данных о её химическом составе и температуре в широком диапазоне высот. Анализ показал, что для посадки на Венеру аппарат должен иметь прочность батискафа и выдерживать давление в шесть раз выше заложенного прежней конструкцией.

Эти требования были учтены при создании «Венеры-7»: корпус был изготовлен из титанового сплава и рассчитан на давление до 180 атмосфер и перегрузку более 300 единиц. Внутри размещалась измерительная аппаратура, источники электропитания и система терморегулирования. Улучшенная теплоизоляция позволяла спускаемому аппарату активно функционировать на поверхности планеты — при максимальном давлении и внешней температуре до 530°С — в течение не менее 30 минут.

Источник:


Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме