Воскресенье , Апрель 21 2019

УФИС. ПР1

Практическая работа № 1

ВЫДЕЛЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:  научиться определять компоненты информационной системы.

Для выполнения работы необходимо знать структуру информационных систем; необходимо уметь выделять компоненты информационной системы

 

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут

 

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

Информационной   системой  (ИС) называется программно-аппаратный комплекс, функционирование которого состоит в надежном хранении информации в памяти компьютера, выполнении специфических для конкретной предметной области преобразований информации и вычислений, предоставлении пользователю удобного и легко осваемого интерфейса.

Области применения информационных приложений разнообразны: страхование, транспорт, образование и т. д. Трудно найти область деловой активности, в которой сегодня можно было бы обойтись без использования  информационных   систем. И конечно, в зависимости от конкретной области применения  информационные   системы  очень сильно различаются по своим функциям, архитектуре, реализации. Но можно выделить два свойства, которые являются общими для всех  информационных   систем:

Любая ИС предназначена для сбора, хранения и обработки информации. Поэтому в основе любой ИС лежит среда хранения и доступа к данным. Среда — совокупность ресурсов, предоставляемых в распоряжение пользователя системы. Среда должна обеспечить уровень надежности хранения и эффективность доступа, соответствующие области применения ИС.

ИС ориентируются на конечного пользователя, например, бухгалтера. Такие пользователи могут быть очень далеки от мира компьютеров. Для них персональный компьютер — всего лишь орудие собственной профессиональной деятельности. Поэтому ИС обязана обладать простым, удобным, легко усваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые для его работы функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-то лишние действия. Обычно этот интерфейс является графическим: с меню, кнопками, подсказками и т. п.

Для функционирования ИС необходимы следующие основные  компоненты :

  • база данных (БД);
  • схема базы данных;
  • система управления базой данных (СУБД);
  • приложения;
  • пользователи;
  • технические средства.

Рассмотрим кратко каждый из этих  компонентов . Начнем с базы данных. Существует немало определений этого понятия. Вот нестрогое определение БД, которое Крис Дейт (С. J. Date), один из главных экспертов в области баз данных, дает в начале своего учебного курса: «Базу данных можно рассматривать как подобие электронной картотеки, то есть хранилище для некоторого набора занесенных в компьютер файлов данных».

Тогда получается, что база данных — это просто колоссальный набор данных? Да, многие люди так и думают. Но файл может содержать довольно большое количество данных и не быть базой данных. Важным свойством БД является то, что база данных может себя описать. Можно сказать, что БД обязательно содержит — данные и метаданные. Данные — это данные пользователя или предприятия, использующего систему, и связанные с его деятельностью. Например, данные о продукции, счетах, коровах. Метаданные — это данные о данных или схема базы данных, которая описывает структуру обычных данных и дает о них фундаментальную информацию. Обычно мы не видим эту схему, потому что она спрятана от нас программными средствами.

Пользователей можно разделить на три большие группы: (1) прикладные программисты, (3) пользователи, (3) администраторы.

Прикладные программисты — отвечают за написание бизнес-приложений, использующих базу данных (например, приложения по автоматизации бухгалтерского учета, маркетинга). Приложения выполняют над данными стандартные операции: выборку существующей информации, вставку новой информации, удаление или обновление существующей информации. Все эти функции выполняются через соответствующий запрос к СУБД.

Конечные пользователи (например, менеджер, бухгалтер) — работают с  информационной   системой  непосредственно через рабочую станцию или терминал. Пользователь получает доступ к БД, используя одно из приложений.

 

В связи с тем, что данные одна из главных ценностей предприятия, администратор данных должен разбираться в данных и понимать нужды предприятия по отношению к данным на уровне управления высшего руководства предприятия. В его обязанности входят: принимать решения, какие данные необходимо вносить в БД, обеспечивать поддержание порядка при использовании их после занесения в базу данных.

Техническим специалистом, ответственным за реализацию решений администратора данных, является администратор БД. Его работа заключается в создании самой БД и техническом контроле, необходимом для осуществления решений администратора данных.

Между собственно БД (т. е. данными) и пользователями располагается уровень программного обеспечения — система управления базой данных. Все запросы пользователей на доступ к БД обрабатываются СУБД.

СУБД важный, но не единственный  компонент  программного обеспечения ИС. Среди других — упомянутые выше бизнес-приложения, утилиты, CASE-средства, генераторы отчетов и форм и т.д.

 

Технические средства  информационных   систем  могут включать:

 

  • средства вычислительной техники (серверное оборудование, рабочие станции, принтеры и т.д.),
  • локальные вычислительные сети,
  • копировально-множительную аппаратуру,
  • средства связи (учрежденческие АТС, каналы связи и канальное оборудование, телефоны, факсимильные аппараты, мобильные средства связи).

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:

 

Рассмотреть компоненты информационной системы:

  • база данных (БД);
  • схема базы данных;
  • система управления базой данных (СУБД);
  • приложения;
  • пользователи;
  • технические средства.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Что вы понимаете под понятием «информационная система»?
  2. Основные функции и свойства ИС?

 

ЛИТЕРАТУРА:
1.1. Н.З. Емельянова, Устройство и функционирование информационной системы, 2014
1.2. Н.З. Емельянова, Проектирование информационных систем, 2014
1.3. Г.Н. Федорова, «Информационные системы», М.: Издательский центр «Академия», 2010.